13. Государственная поддержка национальных экспортеров в промышленно-развитых странах.
В странах развитой рыночной экономики особое место в системе регулирования внешней торговли принадлежит методам стимулирования национальных экспортеров, направленным на обеспечение приоритетов и различного рода привилегий.
Эволюция формирования механизма государственного стимулирования экспорта за рубежом охватывает значительный период времени и позволяет выделить несколько его этапов. Первый этап относится к 50-м гг. послевоенного периода, когда методы стимулирования сводились в основном к усилиям государств по регулированию различными способами сбытовых цен. В следующем десятилетии — на втором этапе — оно было направлено на создание долговременной заинтересованности у производителей в экспорте своей продукции и освоении внешних рынков. На третьем этапе — 70—80-е гг. — главная задача состояла в стимулировании создания и укреплении конкурентоспособной экспортной базы, в первую очередь в машиностроении.
В настоящее время происходит дальнейшее совершенствование методов стимулирования экспорта, что связано прежде всего с новыми тенденциями в развитии мировой торговли, ее экспортной составной — значительным увеличением объема инженерно-технических услуг, организацией новых форм экспортного производства, особенно с расширением границ свободных экономических зон, включением во внешнеэкономическую сферу малых и средних предприятий, требующих экономической поддержки в условиях жесткой конкуренции.
Основными средствами поощрения экспорта становятся: субсидирование, кредитование и страхование экспортно-импортных операций, налоговые льготы, а также стимулирование вывоза и ввоза капитала, активное участие государства в разработке, производстве и сбыте товаров, долгосрочные капиталовложения в экспортное производство.
Одним из способов субсидирования экспорта национальных товаров является поддержание заниженного курса национальной валюты, которым периодически успешно пользуется Япония для завоевания зарубежных рынков. Точно так же многие страны уходят от прямого субсидирования экспортных поставок и переносят стимулирование в сферу производства с высокой экспортной ориентацией, обеспечивая развитие научных исследований и их использование в промышленных отраслях.
Широко распространено государственное субсидирование устройства и проведения экспозиций путем обеспечения экспортеров выставочными средствами и площадями, организации постоянно действующих торговых центров за границей. Формы государственного кредитования. Особое место в экспортном стимулировании занимают различные формы государственного кредитования, в том числе и льготного. Оно обеспечивается предоставлением экспортеру как среднесроч¬ных, так и долгосрочных кредитов через государственные банки и специальные финансовые учреждения (с участием государства), а также путем выдачи государственных гарантий по экспортным кредитам на основе соответствующих законов, имеющихся во всех развитых странах. Последнее означает, что государство берет на себя все риски — как экономические, так и политические (как правило, по крупным контрактам), покрывающие 80—90% стоимости экспортного кредита.
Основными объектами средне- и долгосрочного кредитования Экспортно-импортным банком Японии являются экспортные поставки комплектного оборудования и крупных партий машин, запчастей к ним, соглашения в рамках технической помощи о строительстве промышленных объектов в новых индустриальных странах. Кроме того, в сферу деятельности этого банка входит кредитование фирм, занятых импортом сырьевых товаров (нефти, газа, угля) и металлолома.
Экспортно-Импортный банк США (ЭИБ) предоставляет долгосрочные ссуды (сроком от 5 до 10 лет) для финансирования покупки зарубежными заемщиками оборудования, услуг или реализации крупных проектов технического характера.
Кроме того, кредиты по американским программам, например по программе «Прямые ссуды», выдаются зарубежным покупателям или торговым посредникам не менее чем на 5 млн.долл. и покрывают до 85% стоимости контракта В рамках программы «Среднесрочный кредит» ЭиБ США авансирует (сроком до 5 лет) банк экспортера на сумму до 100% стоимости контракта либо приобретает долговые обязательства, вытекающие из сделки. Средний процент гарантированной суммы внешнеторговой сделки в западных странах достигает 90%, а по кредитам иностранному покупателю экспортного товара — 95- 100%. Максимальный гарантийный срок составляет 15 лет при среднегодовой ставке в 1%. Страхование экспорта. Роль страхования в последние годы возросла, особенно в связи с тяжелым валютно-финансовым положением многих стран, непогашением кредитов, отсрочкой платежей, многочисленными военными действиями в отдельных регионах мира, политической нестабильностью государств.
В большинстве стран страхованием занимаются государственные и полугосударственные организации (страховые общества). Несмотря на увеличение определенной части страховых рисков например, политических) и связанных с ними убытков (ввиду указанных выше причин), страховые общества большинства развитых стран не идут на повышение страховых премий. Это обусловлено опасениями государственных органов, что данная мера отрицательно повлияет на развитие национального экспорта, а кроме того, возрастанием общего объема страховых операций. Поэтому основной путь, по которому идут страховые организации США, Японии и Западной Европы, — расширение объемов и видов страхования, совершенствование системы определения платежеспособности покупателей и т.п.
Степень покрытия страховых рисков зависит от их характера и объема сделки и в разных странах различна. Что касается страховых платежей в пользу французской компании по страхованию внешней торговли (КОФАСЕ), то для частных лиц, фирм и компаний они составляют 0,25% годовых по политическим рискам, 0,85% — по коммерческим и 0,648-0,36% — по валютным. Для государственных учреждений ставки увеличены до 0,5% годовых.
В США Экспортно-Импортный Банк и Ассоциация страхования экспортных кредитов покрывают от 90 до 100% потерь по причинам коммерческого и политического характера и 98% потерь — по экспорту сельскохозяйственных продуктов.
В Японии действуют девять видов государственного страхования внешнеторговых операций, шесть из них — по экспорту. Сущность государственного экспортного страхования здесь выражается в обязательстве правительства (в лице специальных органов) взять на себя расходы по исполнению контрактов, когда покупатель не может выполнить принятые условия. Налоговые и иные льготы. Суть их чаще всего состоит в освобождении поставщиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов на часть текущей выручки от экспортных операций; в предоставлении льготных условий амортизации; переводе средств от экспорта на специальные необлагаемые налогом счета; в создании резерва развития заграничных рынков для экспортной продукции малых и средних предприятий и фонда для погашения потерь от инвестирования за границей.
Довольно широко в экспортной международной практике стимулирования применяется метод финансовых льгот, основанный на возврате таможенных пошлин и налогов, уплаченных при им¬портировании сырья для нужд экспортного производства, и освобождении от косвенных налогов на дефицитные в данной стране материалы.
Большинство западных государств в целях стимулирования национального экспорта идут на государственное финансирование на основе различных правительственных программ помощи развивающимся странам, поставок вооружения, вывоза сельскохозяйственной продукции и других, что делается в основном из политических интересов, но также в соответствии с программами международных организаций.
Развитые страны, сами являясь активными экспортерами капитала, принимают меры по стимулированию притока иностранных инвестиций. Чаще всего это относится к производствам, нацеленным не только на удовлетворение внутреннего спроса, но и на экспорт большей части продукции. Например, в Великобритании наиболее значимую поддержку получают иностранные фирмы, работающие в области робототехники, биотехнологии, волоконной оптики, микроэлектроники, программного обеспечения ЭВМ.
Для дальнейшего привлечения технологий и иностранных инвестиций с целью увеличения экспортного потенциала в этих государствах создаются беспошлинные таможенные территории, которых в мире сейчас более пятисот. Организационно-техническое содействие. В механизм организационного содействия вошли такие способы, как предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информации, представление интересов частных экспортеров в правительственных организациях, подготовка кадров для внешней торговли. Многие правительственные министерства зарубежных государств имеют специальные подразделения для оказания помощи экспортерам в получении крупных заказов, снабжении их информацией о проведении международных торгов и их условиях, в поиске контрагентов на зарубежных рынках.
Euler Hermes (Ойле-Гермес) – страховая компания, являющаяся самой крупной в мире компанией, специализирующейся на страховании экспортных кредитов. Большинство акций принадлежит французскому страховщику Allianz France, которая в свою очередь принадлежит крупнейшему немецкому страховщику Allianz SE. Доля Euler Hermes составляет 36% (2006 год) мирового рынка страхования экспортных кредитов
Занимаясь кредитным страхованием, защитой от финансовых рисков более 100 лет Euler Hermes выработал полный спектр услуг для управления дебиторской задолженностью компаний. Компания покрывает риски, которые могут возникнуть в случае просрочки платежа, а также в результате банкротства покупателя. Данные риски получили название «коммерческих рисков». Кредитное страхование покрывает обязательства по стандартным договорам поставки товаров или оказания услуг с отсрочкой платежа, а также другие виды рисков.
Деятельность Euler Hermes охватывает процессы управления рисками на пяти континентах, группа Euler Hermes имеет своих представителей и филиалы в 54 странах мира. База данных, которой обладает компания, содержит сведения о более чем 40 миллионах компаний по всему миру. Заключенные договоры страхования кредитных рисков обеспечивают покрытие поставок товаров и услуг в 200 стран.
КОФАСЕ (COFACE — от фр. Compagnie française d'assurance pour le commerce extérieur) — французская страховая компания, специализирующаяся в области страхования от рисков, связанных с внешней торговлей, внешнеэкономической деятельностью
Основным направлением деятельности компании является страхование экспортных кредитов от коммерческих, политических и валютных рисков. Страхование экспортных кредитов позволяет уменьшить риски неплатежа иностранного партнёра.
В процессе своей деятельности компания собирает информацию о надёжности различных компаний, их финансовом положении для принятии решения о предоставлении или непредоставлении коммерческого кредита.

Сделать бесплатный сайт с uCoz