9 Организация и техника проведения международных торгов.

Международные торги — одна из форм внешнеэкономической деятельности, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико- экономическими характеристиками.

По результатам этого конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.

Торги являются распространенным способом размещения заказов на сооружение промышленных и других объектов, поставку машин и оборудования, выполнения научно- исследовательских и проектных работ.

Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами, где существует высокая степень вмешательства государства в сферу внешней торговли. Организаторами торгов часто выступают государственные учреждения, иногда крупные частные фирмы.

Применение торгов как метода размещения заказов на импорт товаров и услуг позволяет покупателю осуществить закупки более эффективно по сравнению с традиционным способом, получив экономию средств и соблюдая выгодные условия поставки. Это достигается благодаря конкуренции между участвующими в торгах фирмами. Форма торгов позволяет привлечь наиболее крупные, солидные в финансовом отношении организации.

Для участия в торгах необходимо внести залог в сумме 1—3% стоимости предполагаемой сделки. Это отсекает слабых в финансовом отношении участников, снижает риск невыполнения подрядчиком взятых на себя обязательств. Покупатели создают тендерный кабинет, который и занимается организацией, проведением международных торгов.

В зависимости от способа проведения различают открытые и закрытые торги.

В открытых торгах могут участвовать все желающие фирмы и организации. Информация о проведении открытых торгов публикуется в официальных органах печати, а также рассылается в другие государства через торговые представительства или консульства.

В объявлениях об открытых торгах сообщаются только основные сведения:

  • название организации, проводящей торги;
  • наименование, количество и характер закупаемого оборудования;
  • параметры сооружаемого объекта;
  • порядок и сроки предоставления предложения;
  • адрес.

В закрытых торгах могут участвовать только те фирмы и организации, которые получили приглашение на участие. Организаторы сами определяют круг возможных участников. Проведение закрытых торгов предполагает предварительное изучение возможностей рынка и результативность деятельности фирм на этом рынке. На основании этого анализа организаторы, руководствуясь собственными критериями, отбирают участников. Комитет рассылает персональные приглашения наиболее известным поставщикам и подрядчикам.

Подробные условия торгов называются тендерными, так как они покупаются участниками торгов у тендерных комитетов за определенную плату

Подача тендерных документов включает в себя четыре этапа.

Этап I. Создание тендерного комитета. Такой комитет обычно даст подробную характеристику оборудования или сооружаемого объекта (мощность, количество и пр.), определяет основные коммерческие условия (сроки поставки, базисные условия поставки, условия платежа), форму тендерного предложения и другие условия, необходимые для участия в торгах. Одним из таковых условий является выполнение всех требований, указанных в тендерной документации. В случае неправильного оформления документов тендерный комитет может отклонить заявку. Одно из важных условий — срок подачи предложения для участия в торгах. Не позднее этого срока все участники должны сдать свои предложения в тендерный комитет и получить расписку, что все документы сданы.

Предложения предоставляются в опечатанных конвертах; на внешних конвертах указывается адрес для приема предложения, на внутреннем — название тендера, дата, установленная для приема документов.

Этап II. Сравнение поданных предложений. В назначенный день тендерный комитет вскрывает пакеты с предложениями. Если пакеты с предложениями открываются в присутствии участников торгов, то такие торги называются гласными. На негласных торгах пакеты вскрываются на закрытом заседании.

Этап III. Выбор победителя. Выбор победителя может последовать сразу за открытием конвертов (по критерию цены), но, как правило, цена не является определяющим фактором и этот этап может растянуться на несколько месяцев. При этом предложение называется офертой, а участники - оферентами.

Оференты не могут отозвать свои предложения до срока определения победителя. Решение тендерного комитета может быть гласным (если решения сообщаются всем участникам торгов) и негласным (если победителю решение сообщается конфиденциально).

Участник, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог, величина которого составляет 5—10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается.

Организаторы имеют права использовать этот залог для покрытия претензий по ходу выполнения контракта.

Этап IV. Подписание контракта. С победителем торгов подписывается контракт, где оговариваются все условия.

Контракты с государственными организациями вступают в силу после их одобрения правительственными органами.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz