6. Организация и техника операций на международных товарных биржах

Товарная биржа представляет собой постоянно действующий оптовый рынок, на котором по определенным правилам совершаются сделки на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.

Первая товарная биржа появилась в XVI в. (1531) в Антверпене, затем были образованы биржи в Лондоне, Лионе и Тулузе.

В России первая биржа была создана в 1703 г. Однако если в Западной Европе биржа стала результатом развития свободной инициативы деловых кругов, то в России она появилась на основании указа Петра I.

В начале XIX в. начали бурно развиваться биржи в США (появилось примерно 300 бирж). Однако по мере развития капитализма, совершенствования транспорта, создания современных средств связи число товарных бирж сокращалось. Тогда на биржах обращалось около 200 видов товаров, сейчас около 70. В настоящее время на долю биржевых товаров приходится 15—20% рынка товаров. Различают восемь видов биржевых товаров.

1)                   Энергетическое сырье (нефть, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан).

2)               Цветные и драгоценные металлы (медь, алюминий, свинец, цинк, олово, никель, золото, серебро, платина).

3)                Зерновые (пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис).

4)               Масло/семена (соя, бобы, соевое масло, льняное, хлопковое семя).

5)               Живые животные/мясо (крупный рогатый скот, жи­вые свиньи, бекон).

6)                Пищевкусовые товары (кофе, какао-бобы, сахар, кар­тофель, масла, пряности, яйца, арахис, концентрат апельси­нового сока).

7)               Текстильное сырье (хлопок, натуральный и искусст­венный шелк, мытая шерсть).

8)               Промышленное сырье (пиломатериалы, фанера, кау­чук).

Крупные международные биржевые центры располагаются США, Англии, Японии (более 90% биржевого оборота).

В зависимости от номенклатуры товаров биржи можно разделить на универсальные (самая крупная группа) и специализированные.

На универсальных биржах торгуют различными группами товаров.

Специализированные биржи характеризуются узкой товарной номенклатурой. Например, на бирже Чикаго преобладает торговля зерном, Лондона — металлом, Сан-Пауло, Бомбея, Сиднея — хлопком, Роттердама, Милана, Амстердама — рисом, Антверпена, Мельбурна, Сиднея, Рубе (Франция) — шерстью; Парижа, Роттердама, Гамбурга, Амстердама — кофе.

Большинство бирж представляет собой добровольное объединение физических и юридических лиц, зарегистрированных в стране местонахождения биржи. (Правовой статус — акционерное общество закрытого типа.) После общего собрания учредителей высшим органом управления является специальный выборный орган — совет директоров, которому подчиняются комитеты, исполнительная дирекция, наемный персонал.

Основными функциями международных товарных бирж являются: ежедневное установление цены на товары, хеджирование и гарантия поставки товара.

Ежедневное установление цены на товары является основной функцией международных бирж.

Так как на международных товарных биржах представлены интересы крупнейших мировых фирм (производители, потребители, посредники), то результаты торгов отражают соотношение спроса и предложения, т.е. конъюнктуру на конкретный товар, поэтому цены, которые складываются в результате торгов на международных товарных биржах, лежат в основе большинства сделок, совершаемых на этот товар.

Примерно 70% товаров, произведенных в мире, продаются по цене, основанной на официальных ценах бирж.

Хеджирование — это форма страхования цены, по которой продается или покупается товар в будущем.

Гарантия поставки товара дает гарантию исполнения обязательств по поставке.

Гарантия обязательств обеспечивается наличием достаточного количества товаров, имеющегося на складе, а гарантия их исполнения (фьючерсы, опционы) — созданием специальной системы расчетов, принятием законодательства о биржах и разработкой правил совершения сделок на бирже, контролем за деятельностью бирж со стороны государственных органов.

Биржевые игроки имеют следующие возможности: 1. игра на разнице цен. Это спекулятивные операции, которые не ставят целью поставку или получение реального товара, но играют важную роль во фьючерсной торговле; 2. инвестирование капитала в товар;3.     арбитражные операции, когда цены в разных странах (на разных биржах) различаются. Участники одновременно продают и покупают товары на разных биржах, извлекая при этом дополнительную прибыль;4.   финансирование. Этой услугой могут воспользоваться владельцы варранта (складского свидетельства биржи, дающего право распоряжения товаром). Если владелец не хочет продавать товар, но ему нужны на время деньги, он может через брокера организовать продажу варранта с одновременной покупкой товара с поставкой в будущем. Эта операция называется лэндингом: получая на время денежные средства, владелец товара в то же время сохраняет позицию владельца.

Биржевые сделки подразделяют на следующие виды: фьючерсы, спекулятивные операции и операции хеджирования.

Фьючерсы — стандартные контракты, которые являются строго единообразными, т.е. стандартизированными в соответствии с биржевыми правилами, и содержат конкретное требование в отношении качества товара, его количества, сроков и места поставки.

Единственной переменной величиной при заключении такого контракта является цена, определяемая в момент заключения сделки между продавцом и покупателем, как правило, через брокера на бирже. При заключении такой сделки не происходит осмотр качества.

Фьючерсы могут быть исполнены двумя способами:1.  заключение противоположной сделки на равное количество товара в любой день в соответствии с условиями поставки (офсет);2. поставка обусловленного товара. Однако на сделки, завершающиеся поставкой товара, приходится чрезвычайно малая часть биржевого оборота, например по металлам — 1,2%, по кофе, сахару — 0,7% от общего объема сделок, пшенице, кукурузе — 0,6%.

Спекулятивные операции имеют целыю получение прибыли за счет разницы в цене. К ним относятся: игра на повышение (игроки на повышение — «быки») и игра на понижение цен в будущем («медведи»).

Операции хеджирования являются основными на биржах. В них участвуют продавцы (производители) или покупатели (потребители) реального товара. Хеджирование подразумевает покупку или продажу фьючерсных контрактов с целыо избежать убытков от колебания цен на рынках реальных товаров. Основным лицом, заинтересованным в этих операциях, является хеджер, который выступает либо как производитель, либо как покупатель того или иного биржевого товара.

Сделать бесплатный сайт с uCoz