4 Содержание и особенности реализации договора консигнации.
Содержание договора консигнации. Договор консигнации является одной из распространенных разновидностей договора комиссии. По условиям сделок консигнации экспортер (консигнант) поставляет товары на склад посредника (консигнатора) для реализации на рынке в течение определенного срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере реализации товара со склада. Непроданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Вознаграждение обычно составляет 8% от суммы реализованного товара.
Непременным условием консигнационного соглашения является сохранение за консигнантом права собственности на товар до их реализации покупателем. Однако это право не гарантирует получения платежей за проданные товары. Поскольку платежи за товары, продаваемые с консигнационного склада, должны переводиться консигнанту по мере реализации товаров покупателям, наиболее удобными являются календарные платежи по открытому счету с предоставлением консигнатором банковской гарантии на среднюю сумму реализации товара за два-три установленных для расчетов календарных периода.
В случае просрочки платежа сверх установленного календарного срока консигнант имеет возможность выяснить причину задержки и при необходимости изъять товар у консигнатора, а также покрыть за счет остатка гарантии задолженность по просроченным платежам. При поставке товаров на консигнацию с предоставлением дополнительной рассрочки платежей в отношениях с консигнантами, находящимися под финансовым контролем экспортеров, допустимо получать фирменные гарантии или акцептованные консигнаторами тратты на каждый отсроченный платеж. В отдельных случаях следует получать гарантии банков, векселя или тратты, авалированные банками.
Важным моментом в отношениях между участниками договора консигнации является согласование ими срока консигнации, т.е. срока, в течение которого товар может находиться на складе консигнатора до его реализации третьим лицам. Договор консигнации чаще всего заключается на достаточно продолжительный срок (от 2 до 5 лет), так как капитальные затраты консигнатора на организацию исполнения договора могут окупиться не сразу.
Виды консигнации. Простая или прямая консигнация - в этом случае все непроданные со склада к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Простая консигнация не гарантирует консигнанту надежный сбыт товаров в течение установленного срока на определенной территории.
При частично возвратной консигнации консигнатор принимает обязательство по истечении установленного срока купить у консигнанта не менее согласованного количества из нереализованного к этому времени товара (обычно до 20% объема поставляемого товара).
При полностью безвозвратной консигнации консигнатор лишается права возврата, и весь непроданный к истечению установленного срока товар должен быть им куплен.
В случае заключения договоров о частично возвратной или безвозвратной консигнации следует получать гарантии платежей за невозвращаемую часть товара (банковские гарантии, векселя и тратты, авалированные банком). В большинстве случаев причиной невозможности сбыта товаров консигнатором в установленные соглашением сроки является низкая конкурентоспособность товара из- за недостаточного технического уровня или высоких цен, установленных консигнатором.
Договор консигнации дает консигнанту возможность активного влияния на уровень цен реализации товара на рынке. Право активного воздействия на цены следует оговаривать в консигнационном соглашении. Любое повышение консигнантом цен реализации аннулирует обязательства и гарантии консигнатора по безвозвратности товара.
Условия работы консигнатора на рынке. В ряде случаев в коммерческой практике, связанной с использованием иностранными фирмами торговых представителей, предпочтение отдается договору комиссии как более эффективному. Главной отличительной чертой отношений является наличие у торгового агента определенного количества товаров, которые он должен реализовать за счет передавшего их ему принципала.
Принятие на себя консигнатором обязательств по продаже товаров возлагает на него довольно часто обязанность не только продавать товары, но и поставлять покупателям необходимые запчасти и предоставлять техническое обслуживание. Будучи коммерческим агентом консигнанта, консигнатор обычно обязуется проводить соответствующую рекламную кампанию, которая начинается чаще всего задолго до того, как товары поступят к нему на склад.
Будучи непосредственным импортером товаров в страну, где он находится, консигнатор обязан осуществить все формальности, необходимые для ввоза консигнационных товаров, включая таможенную очистку, получение соответствующих разрешений, в частности импортных, санитарных, ветеринарных и т.п.
Договор консигнации может заключаться как на определенный срок, так и без указания срока, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством консигнанта не назначать иных консигнаторов по аналогичным сделкам или без такого обязательства, с определением ассортимента сбываемых консигнатором товаров или без такого определения.
В соглашениях со сбытовыми посредниками экспортер может предоставить посреднику неисключительное, исключительное (монопольное) или преимущественное право продажи своих товаров.
В соглашениях о неисключительном праве продажи экспортер предоставляет консигнатору право в течение определенного срока сбывать оговоренные товары на четко обозначенной территории и получать установленное вознаграждение. Контракты на неисключительное право продажи подписываются при выходе экспортера на новые рынки сразу с несколькими посредниками, для того, чтобы у экспортера была возможность присмотреться к работе посредников, выбрать наиболее перспективного партнера.
Соглашение об исключительном (монопольном) праве на продажу того или иного товара запрещает экспортеру продавать на оговоренной территории самостоятельно или через других посредников товары, перечисленные в соглашении. Для того чтобы монопольный консигнатор не начал работать с конкурентом экспортера, в соглашении обычно записывают обязательство посредника не распространять на оговоренной территории такие же товары других поставщиков.
Преимущественное право продажи предусматривает соглашение, в соответствии с которым экспортер обязан в первую очередь предлагать товар консигнатору и только после его отказа продать товар на договорной территории самостоятельно либо через других посредников. Если консигнатор отказывается от сбыта товаров, экспортеру следует получить этот отказ в письменной форме, что позволит избежать в дальнейшем претензий со стороны посредника.
Соглашение о преимущественном праве продажи в меньшей степени заинтересовывает консигнатора в интенсивном сбыте, однако не дает ему возможности блокировать рынок. Такие контракты заключаются тогда, когда фирма впервые появляется на рынке и партнерам надо еще привыкнуть друг к другу.
Для реализации товара консигнатор может создавать собственную сеть (в нее входят, как правило, отделы конторы головного посредника и его отделения, обычно расположенные в крупных центрах экономических регионов страны). Они могут иметь независимую сеть сбыта, состоящую из дочерних компаний, в которых участвуют капиталы основных агентов и независимых сбытовых организаций. Наконец, может действовать так называемая смешанная сеть, включающая в себя как собственные сбытовые отделы, так и независимые фирмы. В нынешних условиях именно смешанные фирмы встречаются чаще всего.

Сделать бесплатный сайт с uCoz