3. Посредники во внешней торговле и посреднические операции
Различают следующие права внешнеторговых посредников: 1) неисключительное право продажи; 2) исключительное право продажи; 3) преимущественное право или «право первой руки».
При неисключительном праве продажи посредник получает право сбыта продукции на определенной территории в течение определенного времени. Это не запрещает производителю привлекать и других посредников для этого товара.
Исключительное право продажи предполагает, что производитель на опред. территории в опред время не может продавать эти же товары ни сам, ни через других посредников.
В случае преимущественного права, или права «первой руки», производитель товара обязан предложить свой товар посреднику и лишь после его отказа – другому посреднику, или продать самостоятельно.
В соглашении посредника с производителем указываются причины, по которым посредник может отказываться: не удовлетворительно качество, завышенная цена и т.д.
Нормативно-правовая база может быть разделена на два вида: 1) нормативные акты, специально регламентирующие деятельность посредников; 2) документы, унифицирующие проведение внешнеэкономических операций, участие в которых принимают различные торгово-посреднические фирмы.
Во избежание разногласий страны ЕС разработали директиву от 18 декабря 1986 года № 86/635 «Об урегулировании основных принципов в отношении принципала и агента», которое вступило в силу в 1990 году. В 1983 году была разработана УНИДРУА – Женевская конвенция «О представительстве международной купле-продаже товаров», которая дополняет конвенцию «О международной купле-продаже товаров» от 1980 года.
В мировой практике выделяются след. виды посреднических операций: - дилерские – когда посредник действует от своего имени и за свой счет; - комиссионные – посредник действует от своего имени, но за чужой счет (комиссия на покупку/продажу); - операции по договорам поручения, агентские поручения – посредник действует от чужого имени и за чужой счет.
Виды торгово-посреднических фирм:
1 Торговые фирмы осуществляют дилерские операции по перепродаже товаров. Они ведутся посредниками от своего имени и за свой счет. Такие операции юридически оформляются договором купли-продажи, при этом посредник выступает стороной как договора на покупку так и договора на продажу.Дилер несет все риски, связанные с товаром, так как он приобретает права собственности на товар. В отличие от дилеров простой посредник никогда не является стороной в контракте.
Торговые фирмы делятся на следующие виды:
- торговые дома — многопрофильные, многофункциональные компании, часто занимающиеся производственной деятельностью. Это фирма, представляющая собой ассоциацию торговых, складских, производственных предприятий, осуществляющих свою деятельность в стране и за рубежом;
- экспортные фирмы — выступают в роли дилеров, закупая за свой счет товары на внутреннем рынке, а затем продают за границу. Юридически сделка оформляется дилерским соглашением;
- импортные фирмы — закупают за свой счет товары за границей и продают их от своего имени на внутреннем рынке промышленным, оптовым и розничным торговцам. Они могут закупать товар на биржах, аукционах, у иностранных экспортеров либо через закупочные конторы, открываемые ими за рубежом;
- оптовые фирмы — являются посредническими дилерами между промышленными и различными торговыми фирмами. Закупают за свой счет товары крупными партиями за рубежом или внутри страны, потом реализуют более мелкими партиями. Таким образом, прибыль образуется за счет разницы в цене;
- розничные фирмы — проводят дилерские операции по экспорту и импорту товаров. Крупные розничные фирмы имеют широкую сеть филиалов и закупочных контор за рубежом. К ним относятся посылочные розничные фирмы;
- дистрибьюторы — получают исключительное право на закупку и продажу от своего имени и за свой счет определенного перечня товаров и услуг на определенных рынках;
- стокисты — осуществляют экспортно-импортные операции на основе специального договора о консигнационном складе. Стокисты имеют собственные склады, покупают и продают товары за свой счет и от своего имени;
- брокеры — торговые фирмы или отдельные лица, которые сводят продавцов и покупателей, но сами участие в сделках не принимают. Они заключают сделки за счет доверителя, от его или от своего имени. После заключения сделки продавец отправляет товар покупателю, при этом брокер не задействован.
2) Комиссионные фирмы заключают договор комиссии на покупку и продажу. Договор комиссии на продажу называется договором консигнации.
3) Торговые агенты заключают со своими клиентами агентский договор, способствуют реализации продукции производителей.
4) Брокер получает обусловленное вознаграждение за свои услуги в пределах от 3 до 8% (иногда 10—20%).
Посредники связывают стороны контрагентов, желающих совершить сделку. Они работают за счет поручителя и получают за это вознаграждение.
К посредникам относятся: брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, маклеры, оптовые покупатели, торговые и промышленные агенты.
5) Посреднические фирмы — это коммерческая структура, которая находится между производителями и потребителями и содействует продавцам и покупателям в заключении контрактов.
Выделяют четыре способа вознаграждения:
1)    посредники оставляют себе разницу между ценой реализации и ценой экспортера. Это стимулирует посредника к расширению объемов сбыта. Экспортер включает в соглашение обязательство, чтобы посредник отчитывался о реализации товаров, отсылая копии расчетных документов;
2)    в пользу посредника начисляется согласованный процент с экспортных цен. Таким образом, чем больше посредник продает, тем больше вознаграждение;
3)    смешанная форма в виде процента с экспортной цены и разницы цен;
4)    по системе «кост-плас», т.е. посредник предоставляет экспортеру документы, подтверждающие понесенные расходы, и продавец возмещает расходы и процент, что и со¬ставляет прибыль. Этот способ используется, когда трудно определить сразу, какие расходы понесет посредник.
Цены и размеры вознаграждения определяют следующим образом.
Экспортные цены рассчитывают на основе конкурентных материалов на аналогичные товары, которые поставляются на этот рынок, например, продавцами из других стран. В последующем уровень цен согласовывают с посредником. Происходит сопоставление затрат посредника по данному договору с другими посредниками, в итоге согласовываются размеры вознаграждения. Такой метод используют при определении вознаграждения в процентах.
Расчет экспортных цен идет на основе цен реализации товаров на рынке, которые, в свою очередь, рассчитываются по конкурентным материалам. Из этих цен вычитают затраты посредников на транспорт, рекламные мероприятия, налоги, таможенные пошлины и т.д.
Если формой вознаграждения будет разница цен, то экспортную цену определяют как разность цен реализации на рынке и суммы затрат и расходов посредника.
4 Содержание и особенности реализации договора консигнации.

Сделать бесплатный сайт с uCoz