14. Понятие нетарифных методов регулирования внешней торговли в России. Классификация нетарифных методов регулирования.

 Под нетарифными методами понимается совокупность  средств  внешнеторговой политики, которые не  входят  в  группу  таможенно-тарифных  ограничений,  аm реализуются   в   рамках   административного   управления,   выполняя   роль регуляторов внешнеторгового оборота.

   Применение    нетарифных    методов    государственного     регулирования международной торговли  обусловлено  тем,  что  на  национальной  территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения  в  страну иностранных  производителей  товаров   и   услуг,   а   так   же   создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития  экспортных  производств и проводить специальные мероприятия, направленные  на  защиту  отечественных производителей  и  потребителей.

   Наиболее  эффективно  систему  нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

   Нетарифные методы регулирования являются наиболее  эффективным  элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин: 

· во-первых, нетарифные методы регулирования,  как  правило,  не  связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи  объем  и  методика

их  применения   полностью   регулируется   национальными   государственными органами   и   определяется   рамками    хозяйственного    и    технического законодательства страны;  •  во-вторых,  нетарифные  методы  более  удобны  в  достижении  искомогорезультата во внешнеэкономической политике;  • в-третьих, нетарифные  методы  позволяют  учесть  конкретную  ситуацию,

складывающуюся в  мировой  экономике  и  применить  адекватные  меры  защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;  • в-четвертых, нетарифные методы  не  являются  дополнительным  налоговым бременем для населения.

  Следует  отметить,  что  до  настоящего  времени  не  выработано   единой классификации   нетарифных   методов   регулирования.   Однако    наибольшее распространение   получила   классификация,   разработанная    Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются  на пять основных групп:

  . количественные ограничения импорта и экспорта;

  . таможенные и административные импортно-экспортные формальности;

  . стандарты и требования к качеству товаров;

  . ограничения, заложенные в механизме платежей;

  . участие государства во внешнеторговых операциях.

 Нетарифные методы регулирования внешней торговли означают применение различных инструментов внешнеторгового регулирования, отличных от таможенной пошлины. К ним относятся:1) Квотирование;2) Лицензирование;3) Добровольное ограничение экспорта;4) Экспортные субсидии;5) Административные и технические барьеры и др.

 Квотирование внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.

Выделяются квоты:1. Общая квота определяется для государственных нужд;2  Естественная квота - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;3  Исключительная квота - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.4.  Тарифная квота представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.5. Экспортная квота ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.6.   Импортные квоты ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.

 Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций.

В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. Лицензирование может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Основными видами лицензий являются:

 1) Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, называется добровольным ограничением экспорта. Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной.

 2) Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.

 Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.

 Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения.

 В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz