13.Расширение Европейского союза на восток: причины, проблемы, последствия. Интересы России.

Расширение Европейского союза — это процесс укрупнения Европейского союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов. Процесс начался с «Внутренних шести», основавших «Европейское объединение угля и стали» (предшественника ЕС) в 1952 году. С тех пор количество стран, вступивших в Союз, увеличилось до 27 государств, включая Болгарию и Румынию, присоединившихся в 2007 году.

В настоящий момент ведутся переговоры о вступлении с несколькими государствами. Иногда процесс расширения также называют Европейской интеграцией. Однако этот термин используется и когда речь идёт об усилении сотрудничества между государствами-членами ЕС, когда их правительства постепенно гармонизируют внутригосударственное законодательство.

Расширения Восточного блока 

8 из этих стран (Чешская республика, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения) и средиземноморские островные государства Мальта и Кипр вступили в союз 1 мая 2004 года. Это было наибольшее расширение по людским и территориальным показателям, хотя и наименьшее по показателям ВВП (валового внутреннего продукта). Меньшая развитость этих стран привела некоторые страны-члены в беспокойство, в результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для путешествий относительно граждан новых стран-членов. Миграция, которая в любом случае имела бы место, дала начало многим политическим клише (например «польский водопроводчик»), несмотря на подтверждённую пользу мигрантов для экономических систем этих стран.

Согласно официальному сайту Европейской комиссии, подписи Болгарии и Румынии во вступительном договоре ознаменовывают окончание пятого расширения ЕС. Следовательно, расширение в 2004 было только частью Пятого расширения. Болгария и Румыния, которые не были готовы к расширению 2004 года, получили членство 1 января 2007 года. Как и страны, вступившие в 2004 году, они оказались перед лицом некоторых ограничений. Недостаточность прогресса в некоторых областях, таких как судебная власть, привели к дальнейшим ограничениям: в частности, средства из фондов ЕС они будут получать в обычном режиме, пока не добьются прогресса в проблемных областях.

Но включение такого большого количества стран усложняет институциональную систему сообщества. Во – первых, затрудняется механизм принятия решений, удлиняется необходимое для этого время. Во –вторых углубляется разрывы в уровнях экономического развития между отдельными государствами. Объединение высокоразвитых, но не очень динамичных стран Западной Европы и 10 стран кандидатов, постепенно приспосабливающихся к новым реалиям, имеет большое значение для усиления позиций Евросоюза в мировой экономике. Сплав старой и новой Европы может придать значительный импульс развитию европейской экономики и модернизации европейской модели. Следует отметить. Что в странах центральной и восточной Европы прирост ВВП в последние годы в 2 – 2,5 раза превышал среднеевропейский показатель. Принятие новых стран также внесет определенную стабильность в обеспечении ЕС энергоресурсами и расширит возможности инвестиций в интересные энергетические проекты. Выгодное территориальное положение стран Центральной и Восточной Европы между Россией и Западной Европой имеет для ЕС стратегическое значение. Так оно выступает транзитным пространством. В частности, для транспортировки российских энергоносителей.

Главными инструментами оказания будущей финансовой и технической помощи странам – кандидатам являются следующие программы:

  • PHARE – существует с 1990 г. И предназначалась для оказание помощи Польше и Венгрии, но позднее была расширена. Основная цель программы – помощь в мобилизации государственных и частных инвестиций в целях обеспечения соответствия стран – кандидатов стандартам ЕС в таких областях, как транспорт, охрана окружающей среды. Условия труда и.т.д.
  • SAPARD -  предназначена для повышения конкурентоспособности сельского хозяйства стран – кандидатов. Ее бюджет 520 – млн евро в год в течении 2000 – 2008 гг.
  • ISPA – предназначена для помощи странам Центральной и Восточной Европы в адаптации к нормам ЕС в транспортной инфраструктуре и экологии. Общий бюджет программы составляет 7,3 млрд евро.

Экономический рост в странах, вступивших в ЕС в 2004г., был весьма высоким по европейским меркам, но он был не выше. Чем во многих других государствах, не вступивших в ЕС. Реформы трансформационного характера в большинстве этих стран еще продолжаются, и сказать точно, что больше повлияло на ускорение экономического роста – реформирование внутри страны, приводящее к появлению качественно новой структуры хозяйства, или присоединение к Евросоюзу. Влияние расширения на некоторые общие показатели по Евросоюзу было довольно скромным, что добавило всего 5% к общему ВВП Евросоюза в текущих ценах и примерно 9% ВВП по паритету покупательской способности. Вместе с тем население Евросоюза увеличилось более значительно – примерно на 20%.

За годы десять новых стран Ес достигли немалого прогресса. Инфляция в них сократилась практически в 3 раза. Тут особенно очевиден прогресс в Литве, Эстонии, Венгрии, Польше, Словении, на Кипре. Долгосрочные процентные ставки также практически уменьшились вдвое с 8,1% до 4,4%, причем всего за 4 года: с 2001 по 2005 гг.Следует отметить. Что из стран новичков госбюджет является профицитным лишь в Эстонии и Литве, а в старожилах только в Дании, Швеции, финляндии, Испании, Ирландии, Бельгии. Что же касается госдолга, то положение стран – новичков даже более благоприятно, чем старожилов: 41,1% против 64,6%. В 2004 г. Уровни занятости в странах – новичках резко различалась от 51,7% в Польше до 68,9% на Кипре. По уровню безработицы весьма существенные различия отмечаются как между новыми, так и между старыми странами ЕС. Так, если безработица на Кипре охватывает лишь 5.3% населения, В Словении – 6,3%, то в Словакии – 16,4%. А в Польше 17,7%.

Налоговая система – еще одна очень интересная особенность. Прежде всего, общий объем собираемых налогов в большинстве из стран, а именно, в Литве, Латвии. Словаки, Эстонии, чехи, На Кипре и на Мальте гораздо ниже по отношению к ВВП, чем в странах – старожилах. Однако в трех из них Венгрии, Польше и Словении, общий объем налогов по отношению к ВВП близок к уровню ЕС. Пока что страны Центральной и Восточной Европы являются только получателями средств из бюджета ЕС. Для группы в целом Чистые трансферты из ЕС в 2004 г. Достигали 0,6% их ВВП (от  0,25% ВВП в Венгрии до 2,1% ВВП в Литве). По финансовому плану на 2007 – 2013 гг. эти трансферты должны увеличиться приблизительно в 3 раза.

Пятое расширение ЕС в принципе может сыграть роль катализатора для экономики западноевропейских стран (которые хотя и более эффективны, чем страны восточной Европы, но не очень динамичны и в последнее время по многим показателям проигрывают другим государствам) и помочь им достойно встретить вызовы глобализации. Проявление большого количества вполне конкурентоспособных производителей с востока также может послужить стимулом для западноевропейских государств решительнее осуществлять реформирование экономики.

Дальнейшее расширение открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49). Является ли страна европейской определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС. В настоящий момент пять стран имеют статус кандидата: Исландия (подала заявку в 2009 году), Македония (в 2004), Турция (в 1987), Хорватия (в 2003) и Черногория (в 2008), при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Македонии, Хорватии и Черногории и которое обычно предшествует подаче заявления на членство. Албания и Сербия также подали заявление в апреле 2009 и декабре 2009соответственно, но Европейская комиссия ещё не вынесла по ним решений, хотя сербское соглашение Европейский парламент уже ратифицировал. В октябре 2011 года еврокомиссия рекомендовала дать статус кандидата Сербии. Страна могла получить его 9 декабря 2011 года, но позже сроки были перенесены на март 2012 года.

Предстоящее географическое расширение Европейского Союза является беспрецедентным как по количеству стран, претендующих на вступление в группировку, так и по характеру связанных с этим расширением проблем. Даже несмотря на строгую регламентацию процесса расширения в Маастрихтском, Амстердамском и Ниццком договорах, в течение определенного времени будет сохраняться ряд качественных проблем, с которыми уже сталкиваются и еще столкнутся как претенденты на вступление, так и ЕС как своего рода «приемная комиссия». Основная причина заключается в том, что на протяжении почти полувека политический и экономический потенциал в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) формировался на принципиально иной основе, в рамках социалистического планового хозяйства и в условиях глубокой интеграции блока социалистических стран. Кроме того, новый этап расширения границ европейской интеграции происходит на рубеже двух тысячелетий и в условиях усиления глобализации и интернационализации мировой экономики в целом.

Следует, однако, особо подчеркнуть те последствия расширения, которые имеют значение непосредственно с точки зрения реализации российских интересов на европейском пространстве. К ним относятся как внутриполитические преобразования и проблемы расширения, так и внешние последствия этого противоречивого процесса. Одну из наиболее серьезных проблем представляет собой введение евро в странах-кандидатах, так как они намного отстают от критериев конвергенции, а следовательно, в рамках единого рынка ЕС еще течение длительного периода времени будет функционировать несколько валют и потенциал единой валюты не будет задействован в полной мере. В то же время окончательный переход этих стран на евро повлияет на изменение стратегического баланса сил между долларом и евро в пользу усиления позиций последнего.

Планируемое расширение Европейского союза распространяется на многие важные и традиционные для России рынки, а потому и поэтому требует четкого анализа последствий и возможного ущерба для российской экономики. На страны Центральной и Восточной Европы  в настоящее время приходится 14,9% внешнеторгового оборота России, при этом даже несмотря на кризисные явления в экономике и замедление темпов прироста внешней торговли после 1998 года, объемы торговли с этим регионом увеличивались. Основным аргументом Брюсселя, оптимистично оценивающего перспективы торгово-экономического сотрудничества с Россией после расширения, звучит соответствие этого процесса нормам XXIV статьи ГАТТ/ВТО. Эти нормы заключаются в том, что создание или расширение интеграционной группировки должно повлечь за собой дальнейший рост экономического сотрудничества третьих стран как со всем блоком стран-кандидатов, так и с расширенным ЕС в целом.

Вышеприведенные положения позволяют прогнозировать, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе расширение ЕС может принести России определенные экономические выгоды, в то время как первые результаты расширения могут повлечь за собой новые проблемы взаимоотношений между Россией и Европейским союзом.

Остановимся, прежде всего, на позитивных моментах. Во-первых, во многих странах-кандидатах на вступление в ЕС до сих пор сохранился традиционный спрос на российские товары, что позволит сохранить отдельные статьи российского экспорта, прежде всего, энергетические товары и транспортные средства, и экспортировать их  уже на рынок ЕС.

Во-вторых, в рамках ЕС возникнет огромный единый европейский рынок, не разделенный таможенными барьерами. Национальные таможенные тарифы и национальные таможенные кодексы стран-кандидатов будут заменены на единый внешний тариф и таможенные правила ЕС, кодифицированное применение которых гибче, чем у национальных тарифов стран-кандидатов. К сожалению, до сих пор так и не появились четкие оценки того, как изменится уровень тарифной защиты рынка ЕС после расширения. Так, по подсчетам Экономической комиссии ООН для Европы, произойдет сокращение этого уровня, причем эта удешевляющая разница колеблется, по основным российским товарам, в размере до 12-23 процентных пунктов таможенного обложения импорта. В то же время по оценкам самой КЕС уровень ввозных пошлин в торговле с третьими странами возрастет как минимум на треть. Присоединяющиеся страны будут подключены и к системе преференций ЕС для России.

В-третьих, изменения претерпит торгово-политическое регулирование взаимных связей. В рамках европейского пространства появится единая правовая база регулирования торговых операций, что обеспечит большую предсказуемость введения тех или иных ограничительных мер регулирования. Присоединение стран ЦВЕ к нормам и правилам единой внешнеторговой политики ЕС позволит России торговать с восточноевропейскими партнерами на общепринятых условиях и ценах, уйти от характерного в настоящее время «уторговывания» интересов. Что касается количественных ограничений, то в отличие от стран-кандидатов, в импортном режиме ЕС в отношении России эти меры распространяются на торговлю отдельными видами черных металлов и ограничительного лицензирования ввоза товаров ядерного цикла. Новые члены ЕС присоединятся и к этим положениям, что значительно сократит перечень товаров, квотируемых при поставках в Европу. Взаимные связи со странами ЦВЕ будут регулироваться Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, которое по своим положениям максимально приближено к режиму ГАТТ/ВТО, вступление России в которую будет проходить через определенный переходный период.

В-четвертых, в рамках «Большой Европы» будут введены одинаковые стандарты и нормы оценки качества товаров.

Расширение ЕС создает и некоторые проблемы для российского импорта. На первом этапе после присоединения страны ЦВЕ будут решительно вытесняться конкурентами из основного состава ЕС с рынков традиционного сбыта аграрной продукции в СНГ, прежде всего в России (вследствие более высоких дотаций на экспорт). После постепенного выравнивания цен в рамках ЕС Россия лишиться более дешевого продовольственного импорта из стран ЦВЕ.

Итак, суммарный эффект всех этих изменений достаточно трудно оценить однозначно. Он требует специальных подсчетов. В настоящее время между Россией и ЕС начат диалог по последствиям расширения ЕС для России, который ведется в рабочих органах сотрудничества СПС и Комитете сотрудничества на регулярной основе. В этой связи представляется целесообразным сделать следующие выводы и рекомендации. 1. Вероятно, российской стороне следует проводить более детальные переговоры не по комплексу вопросов, а по каждому аспекту и по каждой проблеме в отдельности.  2. При этом необходимо согласование позиции и объединение усилий российских внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств (МИД, МЭРТ) и заинтересованных производителей. 3. Следует рассматривать более гибкие и перспективные по сравнению с торговлей пути развития сотрудничества и реализации своих интересов. Например, интересным представляется участие российских фирм в инвестировании в проекты в странах ЦВЕ, а также привлечение фирм этих странах в аналогичную деятельность в России. 4. Со стороны ЕС было бы перспективно рассмотреть вопросы финансирования проектов приграничного сотрудничества. Это послужило бы достижению социальной и политической стабильности в регионе и на континенте.

 



 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz