Интеграция России в систему мирохозяйственных связей. Внешнеэкономические перспективы и стратегические приоритеты.

Интеграция России в систему мирохозяйственных связей, внутренние потребности экономического развития страны закономерно требуют притока иностранных инвестиций в разных формах. Обратный процесс – российские капиталовложения за рубежом, как в рамках СНГ, так и в дальнем зарубежье – также приобретает растущее значение. Вопрос о привлечении иностранных инвестиций стал актуальным с первых подходов к рыночным преобразованиям экономики.

Длительное время во внешнеэкономической практике делается упор на иностранные кредиты по государственной линии, что привело к образованию огромного внешнего долга СССР, все обязательства, по которому Россия полностью взяла на себя, а также к нарастанию внешнего долга в 90-е гг.

частные иностранные инвестиции имеют целый ряд преимуществ перед государственными кредитами. Они являются источниками капитала для вложения в производство товаров, услуг, информационных систем и других производственных и непроизводственных объектов, что исключительно важно в условиях острого инвестиционного голода в сегодняшней России.

Они обеспечивают трансферт передовых технологий, современных методов менеджмента и маркетинга, способствуют интеграции российских предприятий и мировую экономику благодаря прямым контактам и научно-техническому сотрудничеству.

В настоящее время инвестиционный климат в России не является благоприятным для иностранного (как и для отечественного) капитала. Инвестиционные риски слишком велики, и иностранный инвестор, особенно серьезный, проявляет большую осторожность. В мировом инвестиционном рейтинге Россия занимает место примерно в середине списка 178 государств.

С другой стороны, Россия имеет много привлекательных моментов для иностранного капитала. Это, в первую очередь, высокий научно-производственный потенциал, особенно в оборонных отраслях, высокая квалификация и образовательный уровень работников при невысокой оплате труда, крупные разнообразные природные ресурсы – минеральные, земельные, водные, лесные, а также большая емкость внутреннего рынка.

Поэтому приток иностранного капитала в Россию невелик и не сопоставим с поступлением инвестиций из-за рубежа в страны Центральной Европы и тем более в Китай.

Деятельность иностранных инвесторов в России, в том числе и организация предприятий с иностранными инвестициями, регулируется рядом федеральных законов, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода).

Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные действующим законодательством. Они могут включать в себя вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, если они не зарезервированы исключительно для государственных предприятий, ценные бумаги, целевые денежные средства, научно-техническую продукцию, права на интеллектуальные ценности, имущественные права. Доли участия, паи, акции и другие ценные бумаги иностранные инвесторы могут приобретать как за иностранную валюту, так на заработанные в стране рубли, реинвестируя их.

Ограничения деятельности иностранных инвесторов, кроме указанных выше, касаются участия в банковской и страховой деятельности, а также участия в покупке государственных ценных бумаг.

Ограничения имеются также в отношении земли и природных ресурсов.

В России зарегистрировано более 20 тыс. предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), и их число возрастает. Однако нужно помнить, что из числа зарегистрированных фирм и компаний действовали примерно две трети, и подавляющее их большинство – мелкие. За исключением немногих крупных иностранных компаний, действующих в сфере нефтяной, газовой, пищевой, автомобильной промышленности, общественного питания и связи, в России пытаются работать рисковые фирмы с небольшими возможностями и малоизвестные на родине. Но мелкие и средние фирмы как бы прокладывают дорогу крупному капиталу, способствуя созданию рыночной инфраструктуры и испытывая на себе экономико-правовой механизм.

Большинство налогов и обязательных платежей ПИИ уплачивают практически в том же порядке, что и другие российские предприятия, хотя имеют некоторые льготы.

В мире идет постепенное стирание экономических границ между странами, создается единый экономический организм, подчиняющийся одним и тем же общим законам. Национальная экономическая политика отдельно взятой страны будет эффективной только тогда, когда она скоординирована с экономической стратегией других стран. Пример Европейского Союза (ЕС) – тому весомое подтверждение.

Конечно, от экономической интеграции выигрывают все страны, но выигрывают по-разному: одни – больше, другие – меньше. Только наша страна до недавнего времени оставалась в стороне от широко развивающихся интеграционных процессов.

Доминирующий у нас бартерный обмен нефти и газа на зерно и товары народного потребления – это отсталая форма международной торговли. В мире все более широко распространяется производственная кооперация, проводимая как отдельными фирмами, так и международными корпорациями. Полноценное участие нашей страны в этом процессе затруднено из-за низкого качества отечественной техники.

За период проведения экономических реформ возросла значимость экспортных отраслей в народном хозяйстве.

И если наблюдается относительно стабильное положение в черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе и некоторых других производствах, также ориентированных на экспорт, то объясняется это не потребностями внутреннего рынка России, а потребностями в первую очередь внешнего рынка, мировой конъюнктурой.

В российском экспорте преобладает сырье и неквалифицированный труд. Отмечается ухудшение экологического фона российской внешней торговли. Это значит, что в экспорте страны выросла доля полуфабрикатов, произведенных в отраслях, которые отрицательно влияют на окружающую среду (металлургическая, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная).

К тому же наша отечественная промышленность в прошлом не сталкивалась с конкуренцией зарубежного партнера на внутреннем рынке страны, а столкнулась только в последние годы.

Наличие товаров для экспорта создает возможности для импорта, притока иностранных инвестиций. Следует помнить и то, что полноценная интеграция России в мировую экономику возможна тогда, когда начнется процесс погашения внешних долгов. А это произойдет с помощью форсированного развития экспорта готовой продукции, для чего необходимо задействовать и научный, и технологический потенциалы промышленности. Стимулирование этого процесса зависит и от успехов в организации внешнеэкономической деятельности. В программе дальнейшего углубления экономической реформы поддержка экспорта не сводится, конечно, только к традиционному для России сырью и энергоресурсам, главное внимание обращается на готовые изделия и наукоемкие товары.

Действие подобных факторов способствует росту российской экономики, ее эффективной интеграции в систему мирохозяйственных связей.

Сделать бесплатный сайт с uCoz