Постсоциалистические государства: основные особенности социально -  экономического развития. Страны – члены ЕС. Страны, не входящие в ЕС.

Страны с переходной экономикой (СПЭ) (постсоциалистические государства) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

  • Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
  •   Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
  •  Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Наибольшая часть этих стран вошла в ЕС. В 2004 г. 8 стран вступили в ЕС: Эстония, Латвия. Литва, Чехия, Словакия. Польша, всего 10, две из них :Кипр и Мальта (не социалистические страны). В 2007г. Румыния и Болгария.

Первая группа стран представлена Польшей, Венгрией, Сло­вакией, Чехией, Словенией и странами Балтии. Для этой группы стран характерно непродолжительное (по историческим меркам) существование плановой экономики — около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте.

Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной соб­ственности и частной инициативы, относительная сбалансиро­ванность народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено также тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой. Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и ради­кального вариантов, преобразований. Преимущественно эволю­ционный характер реформ характерен для Венгрии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере — в Чехии. В резуль­тате преобразований сформировалась односекторная модель пе­реходной экономики. Отмечается сравнительно быстрое и ус­пешное продвижение к рыночной экономике.

Вторая группа представлена Россией, другими странами-чле­нами СНГ, а также Болгарией, Румынией, Югославией, Албани­ей, Монголией. Для бывшего СССР характерно длительное суще­ствование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась мак­симальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности.

Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом ре­гионе продолжалось 25—30 лет.

Преобразования экономики в КНР никогда не велись мето­дами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех про­чих стран с переходной экономикой, удалось избежать транс­формационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продук­те составляет 10 %, против 20 % США и 2 % России. Вьетнам по-прежнему является страной с центрально плани­руемой экономикой, небольшим, но быстро растущим свобод­ным рынком. Государство относится к груше стран с низким уровнем дохода — не более 100 долл.

Практика рыночных преобразований во всех трех группах стран позволяет отметить, что либерализация хозяйственной жизни (отмена государственного контроля, развитие предприни­мательской деятельности, «малая» приватизация) проходит срав­нительно легко. Либерализация цен, демонополизация экономи­ки и ее финансовая стабилизация сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Крайне трудно разрешимой задачей оказывается эффективная приватизация крупных хозяй­ственных объектов и преодоление структурных диспропорций.

Экономическое и социальное развитие (социально – экономическое развитие) представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, отраслевые сдвиги в экономике, повышение уровня и качества жизни. Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он может включать и длительные периоды спада. Так, в России 1990 – х гг. трансформация административно – командной экономики в рыночную сопровождалась резким сокращением ВВП, деградацией отраслевой структуры, а уровень и качество жизни снизились у большинства населения.

важной причиной ускорения стала глобализация. Способствуя росту наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг, стимулируя движение экономических ресурсов по всему миру, она ускоряет экономический рост в странах активно участвующих в глобализации.

В результате разрыв в уровнях социально – экономического развития между странами мира, существовавший и ранее, резко возрос, и мир оказался сильнее, чем раньше, разделенным на развитые и менее развитые страны. Перед менее развитыми странами стоит задача догнать передовые страны, или задача догоняющего развития, что возможно лишь за счет ускорения экономического роста в странах догоняющего развития.

важной причиной ускорения стала глобализация. Способствуя росту наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг, стимулируя движение экономических ресурсов по всему миру, она ускоряет экономический рост в странах активно участвующих в глобализации.

В последние десятилетия на путь сокращения разрыва с развитыми странами стали Китай, Индия и другие страны Азии (прежде всего новые индустриальные). В то же время скромная динамика экономического роста Латинской Америки и особенно Африки за последние десятилетия увеличивает разрыв с развитыми странами.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz